«Библиотека: пять шагов к успеху»
25 ноября на платформе ZOOM прошла деловая игра-стратегия «Библиотека: пять шагов к успеху».
Нередко жизнь загоняет нас в колею привычного мышления. Если изо дня в день выполнять одно и тоже и придерживаться традиционного распорядка, то со временем начинает теряться гибкость мышления, способность творчески подходить к решению проблем и рассматривать различные варианты их решений. Деловые игры - это отличный способ немного встряхнуться, критически посмотреть на свою работу со стороны, найти решения проблем и освоить стратегии, помогающие устранять препятствия, возникающие на пути. Тем более, сейчас идёт планирование работы на будущий год. Специалистам детских библиотек области было предложено провести в своей библиотеке мозговой штурм и определить «свои пять шагов к успеху», которые, на их взгляд, необходимо предпринять, чтобы библиотека стала ещё более привлекательной для детей, подростков и их родителей.
Павловская центральная детская библиотека имени Ф.И. Панфёрова, которая в этом году стала победителем областного межведомственного конкурса «Библиофлагман детства», считает, что важным шагом для имиджа библитеки является участие в грантовых конкурсах, проектах, программах. А также, как можно больше проводить PR- акций, имиджевых мероприятий, не стесняться себя позиционировать.
Кузоватовская центральная детская библиотека разрабатывает концепцию «Успешной библиотеки» для участия в национальном проекте «Культура». Поняв, что современных детей и подростков надо заинтересовать, планируют организовать для них клуб «Юный Блогер», где для них будут проводиться мастер-классы по написанию контента, обучение видеосъёмке и видеомонтажу. Планируется привлечение подростков в качестве волонтёров в реализации проектов библиотеки, например, в «Библиопарке», где в летнее время идут чтения краеведческой литературы. Для родителей будет организован клуб «Семейного чтения». И, конечно, использовать в своей работе такие формы работы, которые отвечают современным запросам. Возобновить проект «Библиопеременки». Суть которого предоставить читателям условия делать уроки в библиотеке, что в глазах родителей поднимает имидж библиотеки.
Коллектив Барышской библиотеки-филиала для детей в ходе мозгового штурма выявили проблему - снижение посещаемости библиотеки подростками 13-14 лет. Задались вопросом, почему им не интересно в библиотеке и как это исправить? И предложили пути решения этой проблемы, которая общая для многих библиотек. Прежде всего, коллектив библиотеки решил провести социологическое исследование, изучить потребности и интересы подростков, провести блиц-опросы. Второй шаг – более широко предоставлять информацию о ресурсах и услугах библиотеки через социальные сети, личные контакты, школы, СМИ, и так далее. Третий шаг – предоставить подросткам возможность самим планировать и проводить в библиотеке игры, квизы, квесты, ток-шоу, библиотечные тусовки под названием «Открываем сердце другу», на которых в неформальной обстановке увлечённые каким-либо хобби, ребята 13-14 лет и старше, будут рассказывать о своих увлечениях. Далее в планах на 2022 год - создание волонтерского отряда «Я – волонтёр». Ребята станут активными помощниками в проведении мероприятий, как на открытых площадках, так и в стенах библиотеки, в распространении печатной рекламной продукции, привлечение их к работе в социальных сетях. Для работы с подростками необходимы партнёрские связи. Таким образом, библиотека станет для современного подростка не просто местом, где берут книги, а площадкой для саморазвития и центром дополнительного образования.
Так же поделились своими идеями, планами, проектами детские библитеки Чердаклинского, Сенгилеевского, Новомалыклинского, Новоспасского районов и г. Димитровграда.
Можно сделать следующие выводы. Все библиотеки считают важным участие в Национальном проекте «Культура» и в других грантовых конкурсах и программах; активное проведение PR- акций, имиджевых мероприятий, организация клубов, успех которых будет зависеть от того «Найдут ли дети дорогу в библиотеку»; проведение социологических исследований для создания комфортных условий для читателей и внедрения современных форм работы; постоянное повышение профессиональных знаний; работа с партнёрами и спонсорами.