III Областной педагогический совет по чтению прошёл в режиме онлайн.
25 ноября в Ульяновской областной библиотеке для детей и юношества имени С.Т. Аксакова состоялся III Областной педагогический совет по чтению «Какие книги читать нашим детям?».
Приветствуя участников, директор Аксаковки Татьяна Кичина сообщила, что в 2021 году по инициативе Аксаковки впервые будет проведено Областное родительское собрание по чтению, на котором вопрос приобщения ребёнка к чтению будет обсуждаться с теми, кто первым вводит ребёнка в этот удивительный мир: мамами и папами, бабушками и дедушками.
Основная программа Педсовета открылась прямым включением из Москвы. Слово взяла главный библиотекарь Центральной детской библиотеки имени А.П. Гайдара Татьяна Рудишина. Татьяна Валерьевна рассказала об одном из главных онлайн-проектов Гайдаровки – ежегодном каталоге «100 лучших новых книг для детей и подростков», а также представила ряд современных издательств, специализирующихся на литературе для подрастающего поколения («Розовый жираф», «Белая ворона», «Аквилегия-М» и другие).
Как сориентироваться среди многообразия современной детской литературы, –рассуждал член Союза писателей России, автор книг для детей Илья Таранов. Илья Александрович призвал искать в книге отражение окружающей действительности, остерегаясь упрощений: «Читатель должен узнавать в книге самого себя ― со всеми достоинствами и недостатками». Писатель предложил задуматься о перспективе создания в России (по китайскому опыту) библиотек-магазинов, где читатель мог бы внимательно ознакомиться с текстом, получить рекомендацию компетентного специалиста и приобрести понравившуюся книгу.
Конечно же, участники Педсовета не обошли вниманием и классику. «Читая классическую литературу, мы не ощущаем разницы веков», отметил заместитель председателя миссионерского отдела Симбирской и Новоспасской Епархии РПЦ, член Общественной палаты Ульяновской области Василий Дронов. «Но хотя классика и говорит о вечном, она сложна для понимания детей и нуждается в авторитетном комментарии. Влюбить детей в чтение ― именно наша (родителей, педагогов, библиотекарей) задача».
Председатель Ульяновского отделения общероссийской общественной организации «Ассоциация учителей литературы и русского языка», заслуженный учитель РФ Ирина Григорченко рассказала о сложностях в освоении учащимися школьной программы и их преодолении с помощью нетрадиционных форм работы, таких как «интервью литературного героя» и др.
Почему детям так трудно работать с классической литературой? Что потеснило её из круга детско-юношеского чтения? В этих вопросах разбиралась кандидат культурологии, доцент кафедры факультета культуры и искусства УлГУ Алла Мартыненко. Алла Валентиновна исследовала мир фэнтези и выяснила, что его идеалистичность и схематичность вполне отвечают детскому и подростковому запросу на бегство от реальности.
На отчуждённость детей, их полное погружение в виртуальную реальность посетовала Наталья Цуканова ― тележурналист, писатель, лауреат премии имени Александра Невского. В качестве обратного примера Наталья Викторовна привела писателя Камиля Зиганшина, лауреата Премии Президента Российской Федерации в области литературы и искусства за произведения для детей и юношества. Зиганшин и в солидном возрасте сохраняет бодрость духа, жизнелюбие и тягу к новым впечатлениям, много путешествует, увлекается альпинизмом. Цифровой мир, по убеждению Цукановой, ничего подобного предложить не может.
Впрочем, книга и компьютер ― далеко не всегда враги, в чём убедила аудиторию Тамара Гаянова, заведующая отделом организации деятельности и IT-технологий Аксаковки. Тамара Ивановна представила онлайн-сервисы, которые помогут родителям разобраться в мире современной детской литературы, познакомиться с новыми изданиями и авторами.
В целом, несмотря на непривычный формат, III Областной педагогический совет по чтению сохранил свою массовость и всеохватность: было произведено максимально возможное количество подключений в Zoom ― 100. В рамках Педсовета также прошёл круглый стол «Повлиять на чтение в семье: можем? должны? и как?»