IV Большой педагогический совет по чтению «Сложные темы в детской литературе, которых боятся взрослые. Что делать?»

  1 апреля по инициативе Ульяновской областной библиотеки для детей и юношества имени С.Т. Аксакова состоялся IV областной межведомственный Большой педагогический совет по чтению. 

  Работа Педсовета началась с приветственных слов временно исполняющего обязанности директора библиотеки Екатерины Павловны Куличковой и советника Министра искусства и культурной политики Ульяновской области, члена Союза писателей России Александра Дашко. 

  На IV Педсовете обсуждались ­ сложные темы в детской литературе, которых боятся взрослые. В современной детской литературе сейчас затрагиваются «недетские» темы: войны, террора, репрессий, сиротства, смерти и школьной травли, жестокости, развода родителей, «особенных» детей, суицида и т.д. То есть это «сложные» темы в детской литературе и детском чтении, которые дети не готовы обсуждать с взрослыми, а сами взрослые – не готовы обсуждать с детьми. Как говорить о них с детьми и подростками, чтобы они не остались со своими проблемами, болями, страхами, «неудобными» вопросами наедине? Как книгу сделать помощником для взрослого при разговоре с детьми и подростками на трудные темы? Что это за книги?  

  Библиотечные специалисты Аксаковки сделали подборку и представили современные художественные книги для детей и подростков, на примере которых проще и удобнее обсудить эти «сложные темы». 

  В обсуждении этих вопросов приняли участие: 

  Президент фонда «Живая классика» Марина Валерьевна Смирнова, которая рассказала об интернет–проекте «Большие разборки», призванном   помочь подросткам решить их внутренние проблемы, разрешить противоречия с собой и окружающим миром на примере острых сюжетов из литературных произведений, в которых молодые ребята точно так же сталкиваются с самыми разными проблемами и ищут выход из ситуаций, кажущихся неразрешимыми. 

  Медицинский, детский и семейный психолог Татьяна Юрьевна Кузьмина дала профессиональные советы, что необходимо учесть, разговаривая с подростками на темы суицида, смерти и буллинга. «Разговаривая с подростками о смерти, мы рассказываем о том, как всё устроено в нашем мире. Надо говорить обо всём что болит, констатируя, что – это жизнь, и что жизнь не замыкается на той или иной проблеме. Нам надо учиться говорить с ними о жизни со всей её сложностью и глубиной».

  Специалист Центра японской культуры ОГБУК «Дворец книги – Ульяновская областная научная библиотека имени В.И. Ленина» Андрей Александрович Архипов представил японские книги и рассказал, как в японской культуре относятся к теме смерти.

  Руководитель регионального отделения Всероссийского общественного движения «Матери России», заместитель директора ОГАУСО «Центр социально-психологической помощи семье и детям г. Ульяновска» Ольга Владимировна Желтова выразила благодарность библиотекарям за то, какую важную работу они ведут не только с подростками, но и с их родителями, которые боятся острых тем. А с ребёнком, подростком, надо говорить! Говорить о том, что его волнует, что возмущает и смущает. Подчеркнула, что в многодетной семье это проще сделать, когда старшие дети могут поговорить на «сложные» темы с младшими.

  Учитель русского языка и литературы Мариинской гимназии, заслуженный учитель Российской Федерации Ирина Александровна Григорченко привела примеры из своей педагогической практики и высказала своё мнение:«Говорить с подростками необходимо на эти темы только тогда, когда есть проблема».

  Член Союза писателей России, автор книг для детей и молодёжи Илья Александрович Таранов высказал мнение, что "сложные" темы «интересуют подростков, и говорить об этом все же необходимо. И книга в данном случае полезна. Зарубежные авторы пишут на эти темы больше, чем российские. Надо подключаться к этим сложным вопросам и нашим писателям, культивируя жизнеутверждающие принципы».

  Заместитель директора ОГБУК «Ульяновская областная специальная библиотека для слепых» Евгения Владимировна Егорова высказала очень личную позицию. В подростковом возрасте она прошла через суицид, травлю и т.п. И считает, что это очень нужные книги, которые могут спасти подростка, помочь ему разрешить свои проблемы. 

  Все участники пришли к единому мнению: такие книги требуют индивидуального подхода, обязательного обсуждения, а многие книги необходимо сначала прочитать родителям. Самое главное, что книги на остросоциальные темы дают подростку «безопасный» жизненный опыт.

  Педсовет завершился онлайн-встречей с детским писателем, лауреатом первой премии Международного общественного фонда «Русская культура» за возрождение литературы для подростков России, первой премии IV Всероссийского конкурса произведений для детей и юношества «Алые паруса», проводимого Федеральным агентством по печати и массовым коммуникациям  Тамарой Шамильевной Крюковой.