«От чтения – к творчеству жизни»

   Книга  Ирины Ивановны Тихомировой,  доцента  кафедры детской литературы Санкт-Петербургского государственного Университета  культуры и искусств «От чтения – к творчеству жизни» – это сборник статей, эссе, размышлений, посвященных проблеме, детского чтения. Тема «От чтения – к творчеству жизни» осмысливалась автором в течение почти полувековой библиотечной работы с детьми.

  По мнению Ирины Ивановны, проблема воспитания подрастающего поколения, поставленная самой жизнью, обострила необходимость возрождения руководства детским чтением. Эту педагогическую систему создавали наши великие учителя Ушинский, Толстой, Сухомлинский. Ныне эта система успешно осваивается во многих странах мира. Она отвечает на все основные вопросы воспитания детей средствами книги и чтения. Главные из них: как приохотить детей к печатному слову, какие книги следует рекомендовать в том или ином возрасте, как научить ребенка полноценному восприятию, как с помощью литературы развивать ум и сердце ребенка, а также познавательные интересы и способности. Наконец, как из читающей личности вырастить самостоятельно думающего, активного, творческого человека, направленного не на потребление, а на созидание, как помочь растущему человеку превратить идеалы великих писателей в идеалы его собственной жизни. Формировать отношение к чтению как к творчеству собственной жизни. Заражать интересом к высокохудожественным произведениям. Активизировать восприятие. Это и должно взять на себя руководство детским чтением. Руководить – значит, вести за руку, то есть направлять, регулировать, корректировать, помогать ребёнку в выстраивании позитивного образа его собственной жизни. Это отвечает потребности самого ребенка в развитии, в восхождении к высотам культуры, что самостоятельно, без направляющей руки взрослого, он сделать не в силах. «Дитя, – говорил известный писатель и педагог В. Одоевский, – не может научиться из самих книг всему тому, что ему нужно знать. При книге необходимы объяснения и замечания искусного руководителя, который бы заставлял его беспрестанно вникать в смысл прочитанного и помог, таким образом, его разумению». Объяснения и замечания искусного руководителя необходимы ребенку и при выборе книг, чтобы в репертуар его чтения попадала доброкачественная, духовно наполняющая пища, а не суррогат, разрушающий психику. Объяснения нужны и для ответа на вопросы «Зачем читать?», «Что читать?», «Как читать?». Читать, чтобы читать – это одно, читать, чтобы достойно жить – это совсем другое.  

Все, предлагаемые статьи в сборнике Ирины Ивановны,   направлены  на то, чтобы помочь библиотекарю, учителю, родителям  овладеть искусством руководства чтением детей.

Родителей  заинтересуют такие статьи сборника: «Семейное чтение как подготовка ребёнка к жизни», «Роль чтения в поддержке детской одарённости», «Воспитание чтением: как это происходит», «Гуманно мыслить научить», «Сказок не знаешь - в судьбе споткнёшься» и др.

 

 

20.08.2018, 621 просмотр.