«Веб-квест на раз – два»: от теории к практике». Круглый стол
22 марта 2023 года Аксаковка организовала и провела круглый стол «Веб-квест на раз – два»: от теории к практике» в рамках секции детских библиотек областного семинара «Библиотека - управление изменениями». Участниками круглого стола стали 29 человек: заведующие детскими библиотеками, методисты, библиотекари муниципальных библиотек, обслуживающие детей и юношество, программисты.
Сегодня квесты становятся эффективной формой работы с читателями, особенно с молодёжью. Зародившись как компьютерные игры, интерактивные истории «шагнули» в реальность. Это одна из наиболее востребованных форм организации досуга молодёжи, которая через преодоление препятствий в виде решения различных задач и головоломок получает возможность проявить свои умственные и лидерские способности, повысить личную самооценку. Сюжетная игра, где участник идеи идёт к выполнению основной задачи, разгадывая на различных площадках головоломки, выполняя интерактивные задания, находя и используя различные подсказки - позволяет вернуть интерес подрастающего поколения к истории, культуре, наукам; совместить познавательное со стремительным ростом современных цифровых технологий, столь популярных в молодёжной среде.
Но по отчётам, информации в социальных сетях мы видим, что веб-квесты не популярны в библиотеках нашей области. Почему столь популярная форма в библиотеках других регионов, у нас не востребована? Их проводят по определенным правилам организации, специализирующиеся на квестах, библиотечные, образовательные, культурные учреждения. С этой целью для участников круглого стола был проведен экспресс-опрос, об этом шла речь на круглом столе.
Коллегам был представлен опыт создания и использования веб-квестов других регионов в различных сервисах, тематическое разнообразие и особенности. Онлайн-квест «О чём расскажут вещи», проведенный Российской государственной детской библиотекой в рамках акции «Библионочь-2020. Память нашей Победы» не теряет своей актуальности до сих пор. Можно воспользоваться методикой, создать и провести подобный квест на страничке библиотеки в социальных сетях, использовать видео - вопросы в мероприятиях на патриотическую тему.
Совершенно другая методика лежит в основе квеста «Фэнтези – book», опубликованном в библиотечном блоге «Книжная карусель» (январь 2018 года). Участники поэтапно рассказывают о любимой книге жанра фэнтези, в результате создают свои творческие электронные онлайн-продукты (кроссворд, викторина, открытка и пр.) по произведениям русских или зарубежных авторов. На одном из этапов квеста участник может пройти мастер-класс («обучалку») в интернет – сервисе, игрок может задать вопросы через форму обратной связи. Форма регистрации Google позволяет вести аналитику и статистику участников проекта. В игре приняли участие дети в возрасте от 6 лет, проживающие в Российской Федерации.
Далее речь шла о разнообразных по тематике квестах, созданных с помощью learningapps.org, о веб-квесте «Сказка о рыбаке и рыбке», созданном на платформе jimdo, квесте «В гостях у Мухи-Цокатухи» на платформе sites.google.
Оригинальное сочетание логических головоломок, необходимость применить смекалку и понять, что каждая вещь может стать помощником в квестах, где игроку требуется найти выход из комнаты. Предметы-подсказки спрятаны повсеместно и нужно найти, разгадать последовательности и выбраться из комнаты в веб-квесте «День рождения Деда Мороза»; «В гостях у сказки»; «Химическая лаборатория «Менделеев_лаб»; онлайн-квест «Взаперти!» и других, предложенных для знакомства участникам круглого стола.
Специалист Аксаковки провела мастер-класс по технологии создания веб-квеста, используя сервис Learnis, и раскрыла секрет созданного квеста по жизни и творчеству С.Т.Аксакова «Поспеши - доклад напиши», обратив внимание на цель создания веб-квестов: заинтересовать новым форматом приобщения детей к книге, дать читателям возможность, используя гаджеты, проявить смекалку и свой интеллект.
Участники круглого стола приняли активное участие в обсуждении разных вопросов и проблем, касающихся создания веб-квестов и использования различных интернет-сервисов: надо ли использовать готовые онлайн-сервисы или создавать на своих сайтах квесты самостоятельно; нужно ли тратить время на создание веб-квестов при отсутствии сайтов (обращения к веб-квестам, размещенным в соцсетях, не учитываются в контрольных показателях).
В завершении круглого стола были даны практические рекомендации по использованию виртуальных сервисов для создания веб-квестов «Квестодел» и «SurpriseMe»; материалы, которые будут полезны при самостоятельном создании квестов:
3 бесплатных сайта для создания онлайн квеста
Сайты для создания заданий, квестов и т.п.
Создание ВЕБ-КВЕСТА_инструкция
Специалисты библиотек, принявшие участие в опросе, выразили желание обучаться созданию веб-квестов. Библиотечных специалистов ждут мастер-классы, а читателей – разнообразные интересные квесты.
Справочно: Слово «квест» в широком смысле обозначает – «приключение». WEB, уже само собой понятно, – «сеть». А «WEB-квест» переводится как «приключение на просторах Сети». Впервые термин «web-квест» (Web-Quest) был предложен в 1995г. профессором образовательных технологий Берни Доджем.