Веб-семинар: «Читательские практики в цифровой среде» и круглый стол «Русский язык и культура речи в профессиональной деятельности библиотекаря»
27 февраля провела областной межведомственный вебинар «Читательские практики в цифровой среде» и круглый стол «Русский язык и культура речи в профессиональной деятельности библиотекаря». Вебинар состоялся на базе Центра мониторинга и статистики образования, ресурсов и информационных систем Института развития образования Ульяновской области, к которому подключились специалисты из всех муниципальных образований Ульяновской области, а также специалисты из г. Москва (Российская Государственная детская библиотека), Белгородской области (модельная сельская библиотека с. Мелихово), Донецкой Народной Республики (Донецкая Республиканская библиотека для детей имени С.М. Кирова).
В ходе работы семинара участники обсудили современные стратегий продвижения книги и чтения с использованием социальных медиа и сервисов Интернета.
Аракчеева Наталья Александровна, советник Директора Российской государственной детской библиотеки; руководитель проекта «Неделя безопасного Рунета в РГДБ»; руководитель проекта «Вебландия», уверенно заявила, что Интернет-среда – это необходимое условие для развития современных детей-участников медиасферы. В ходе выступления специалиста были озвучены Интернет-проекты РГДБ в поддержку детского чтения, в число которых вошли: создание и пополнение Национальной электронной детской библиотеки (НЭДБ), проект по созданию лучших безопасных детских ресурсов «Вебландия», РГДБ ТВ и многие другие.
Своим опытом по работе с читателями в рамках молодёжного клуба «Ориентир», поделилась Альшаева Елена Вадимовна, заведующая модельной сельской библиотекой села Мелихово, Белгородской области. Елена Вадимовна поделилась опытом формирования у молодежи интереса к книге посредством организации путешествия по литературным Интернет-ресурсам, организации деятельности по совместному созданию тематических электронных путеводителей. В основе работы клуба лежит строгая последовательность действий, которая соблюдается его участниками и библиотекарем-ведущим занятий: выбор интересующей темы для обсуждения, посещение тематических форумов, чтение литературы по обсуждаемым вопросам, обсуждение мнений, выработка общего мнения, размещение мнения на выбранном тематическом форуме. Таким образом, виртуальная позитивная форма общения о прочитанном, тематический веб-сёрфинг по ресурсам Интернета формирует у детей основы полезного, грамотного использования сети Интернета, способствует интеллектуальному и читательскому развития.
Тему вовлечения детей в интерактивные занятия по позиционированию и раскрытию личностного потенциала ребенка в Интернете раскрыла Корчагина Надежда Сергеевна, заведующая сектором специализированной детской библиотеки № 27 имени С.В. Михалкова, которая является руководителем «Школы блогера». Надежда Сергеевна представила работу «Школы блогера» как одного из современных инструментов привлечения внимания подростков к чтению. В рамках Школы ребята в увлекательной, игровой форме обучаются навыкам анализа и художественной обработки текста, изучают сценическую речь, основы самопрезентации, аспекты создания «фирменного стиля» и способов его позиционирования, изучают основы видеосъемки, обработки мультимедиаматериалов и представления своего творчества в Сети.
Опытом системной работы по продвижению книги к читателю посредством Интернета поделилась с коллегами Вера Петровна Долматова, заведующая сектором библиотечного маркетинга из Дворца книги - Ульяновской областной научной библиотеки имени В.И. Ленина. Библиотека реализует ряд уникальных литературных проектов: ЛитМост, #ПушкинLike (Международный конкурс «Читаем Пушкина на языках народов мира») и, конечно, нашумевший сегодня проект «Дежурный по чтению», который направлен на популяризацию и рекламу художественной литературы посредствам создания видеороликов, размещаемых на сайте библиотеки и YouTube-канале библиотеки. Проект реализуется благодаря технической мультимедиа-поддержки телевизионного канала «Ульяновская правда-ТВ».
Специалист также рассказала и о других акциях библиотеки с использованием онлайновых технологий, таких как: создание в социальных сетях сезонных тематических подборок книг, постов о писателях-юбилярах, юбилеях книг, информации о книжных новинках, поступающих в фонды библиотеки, опросы лидеров общественного мнения об их литературных предпочтениях и др.
В свою очередь Клопкова Ольга Васильевна, главный библиотекарь по краеведческой работе отдела обслуживания подростков и юношества, представила проекты библиотеки имени С.Т. Аксакова по популяризации творческого наследия писателя-мемуариста С.Т. Аксакова «Путешествуем с Аксаковым», «Ухожу я в мир природы» (http://aksakovka.ru/nash-aksakov/vserossijskaya-akcziya-uxozhu-ya-v-mir-prirody-2019/) и фольклора народов Российской Федерации (работа по проекту «Всероссийская акция «Наши истоки. Читаем фольклор», ставшего в 2017 году победителем конкурса на Грант Президента РФ в 2017 году, ныне реализуемый как Международная акция).
Так, проект «Путешествуем с Аксаковым» реализуется при активном участии читателей, библиотекарей Аксаковки и известных краеведов Ульяновского края. По итогам проекта уже создано три видеоролика, которые запечатлели заветные памятные места, связанные с именем известного писателя. Ролики доступны для просмотора на официальном канале Аксаковки на видеохостинге YouTube.
Не обошёл тему популяризации творчества писателей в игровой форме заведующий сектором непрерывного образования отдела по координации деятельности библиотек области Дмитрий Эсмантов, который в ходе вебинара продемонстрировал технологию создания виртуальных игр литературной тематики с использованием сервиса learningapps.org, материалы размещены в разделе «Игротека» на сайте Аксаковки.
Любой современный библиотекарь понимает, что библиотека – это в первую очередь общение, общение между библиотекарем и читателем, общение внутри библиотечного коллектива и т.д.
Именно понимая одну из главных функций библиотеки, участники вебинара в ходе круглого стола «Русский язык и культура речи в профессиональной деятельности библиотекаря» задалась целью обсудить, как правильно выстраивать контакт с аудиторией читателей, коллегами, сотрудниками партнёрских организаций, пользователями виртуальных представительств библиотек, какими речевыми качествами должен обладать современный библиотекарь.
Спикером круглого стола выступила Людмила Александровна Ляшенко, кандидат педагогических наук, член Союза журналистов РФ, Директор Школы речевого мастерства Людмилы Ляшенко. Людмила Александровна рассказала участникам круглого стола об основных ошибках и правилах построения речевого общения. Эксперт поделилась методикой овладения грамотной, профессиональной речью, что нужно сделать, чтобы овладеть истинным красноречием: постоянно учиться логике, простоте, богатству, чистоте и последовательности речи, пополняя свой словарный запас.
«Чтобы быть простым и понятным в общении, нужно быть очень сложным и образованным внутри человеком», - сказала Людмила Александровна.
Ещё одним практическим подспорьем в совершенствовании навыков речевого поведения явилось выступление Валентины Ивановны Уколовой, ведущей молодёжного объединения любителей русского языка «Зерцало». Автор дала практические советы о том, как, постоянно занимаясь самосовершенствованием, овладеть языковой культурой, развить речевой слух и расширить свой лингвистический кругозор.
Завершил обсуждение темы круглого стола сотрудник сектора прогнозирования и развития отдела по координации деятельности библиотек области Савин Вячеслав Андреевич. Методист в ходе своего монолога поделился с коллегами-библиотекарями основными правилами культуры письменной речи и на нескольких примерах продемонстрировал основные ошибки в предоставлении информации в методические центры, при размещении в электронных средствах массовой информации и т.д.
Посмотреть вебинар в полной записи можно по ссылке http://vc.cit73.ru/videos/video/13948/ , а так же на сайте в vc.cit73.ru , в разделе «Недавнее видео» согласно дате проведения мероприятия (27 февраля 2019 г.).