«Современные методы воспитания – залог гармоничного развития подрастающего поколения?»

15 октября, в ознаменование праздника Покрова Пресвятой Богородицы и в день 5‑летия Центра духовно-нравственного развития детей и молодежи Ульяновской области, в Библиотеке имени С.Т Аксакова состоялась общественная дискуссия «Современные методы воспитания – залог гармоничного развития подрастающего поколения?»

Дискуссия началась с высказывания американского композитора Джонса Куинси «Только представьте себе, как гармоничен стал бы наш мир, если бы каждый человек – молодой или старый поделился бы с остальными тем, что получается у него лучше всего». Педагоги, психологи, библиотекари и молодежь собрались в библиотеке для того, чтобы обменяться инновационными методами и мнениями по аспектам воспитания гармонично-развитой личности.

Принимая во внимание народную мудрость «Учи и воспитывай дитя пока он поперек лавки лежит, а вытянется вдоль ‑ уже поздно», участникам дискуссии были заданы провокационные вопросы: «Целесообразно ли сегодня говорить о воспитании молодежи? Возможно ли этот процесс назвать иначе – воспитание или формирование?» В ответ прозвучала мысль православного философа И.А. Ильина, приведенная старшим преподавателем кафедры культурологии Ульяновского института повышения квалификации и переподготовки работников образования Санкиной Светланой Алексеевной, о том, что мы на протяжении всей своей жизни продолжаем воспитывать друг друга делом и словом.

Высказывались разные суждения о понятиях «воспитание» и «формирование личности». Педагогическое  сообщество больше оперирует понятием «воспитание», представители православной церкви в лице отца Андрея глубоко убеждены в том, ребёнка надо воспитывать, давать ему «духовное питание» и душевное тепло. «Современные родители преследуют свои цели воспитания и «в каждой семье свои ориентиры, у верующих ‑ Христос, у других ‑ может быть и телевизор». Именно родителям отводится главная роль в воспитании и формировании нравственных качеств и нравственных установок. Только родительская любовь может спасти ребёнка от многих житейских бурь и невзгод, устоять перед соблазнами современного общества. Иерей о. Андрей (Кирюшкин) подчеркнул, что «целью воспитания ребёнка в православии является формирование убеждения, что он живет для вечной жизни, а для светского воспитания – для временной, земной. Человек всегда находится в конфликте, о гармонии говорить не приходится, но мы должны быть смиренными, не отчаиваться и не гордиться. Не быть спокойными, так как спокойствие ‑ это духовная смерть. Любовь всегда должна быть жертвенной, учить и воспитывать необходимо только с чистым сердцем. Начинать надо с себя, с семьи, надо любить, надо создавать свою маленькую церковь внутри себя. От преображения одной личности, меняется всё вокруг…»

Православный психолог Мариинской гимназии Наталья Николаевна Миронычева, поддержав мнение отца Андрея, высказала мысль, что «воспитание является составной частью формирования личности, наряду с наследственностью и средой». Разные точки зрения прозвучали и по методам воспитания и формирования взглядов современной молодежи, что сегодня актуальнее ‑ изменение содержания или формы воспитания? У кого самые эффективные средства воспитания ‑ у семьи, педагога, телевидения, интернета…, что необходимо предпринять, чтобы наши дети стали духовно богатыми, разносторонними гармонично развитыми личностями?

Солнцева Оксана Владимировна, директор Дворца творчества детей и молодёжи Ульяновской области, отметила, что «у детей есть совесть и необходимо создавать условия, чтобы она не уснула…»

Для многих стало открытием, что одна из сатир римского писателя-сатирика Ювенала «надо молить богов, чтоб дух здоровый был в теле здоровом», была искажена в XX веке и знакома всем, как «в здоровом теле ‑ здоровый дух».

Молодые люди, принявшие участие в дискуссии, выразили своё мнение, что их современники должны быть не только физически развиты, но им необходимо работать над совершенствованием своего духовного мира. Многие придерживались мнения, что у человека, уделяющего внимание своему здоровью и физической культуре, не возникнет желания приобщиться к курению и наркотикам.

Медицинский психолог высказала профессиональное наблюдение, что дети с особенностями развития бывают духовно более развиты по сравнению с их здоровыми сверстниками, так как получают больше внимания от родителей.

Большой интерес вызвал практический пример воспитания детей в детских школах искусств на основе этнокультурного компонента. С выступления младшей группы народного ансамбля «Авсень» началось знакомство участников дискуссии с методикой работы преподавателя Областной детской школы искусств Еленой Александровной Гусейновой. Все присутствующие согласились, что данная методика – живое воплощение воспитания гармоничной личности.

Огромную роль в формировании духовного и интеллектуального мира ребенка играет печатное слово, об этом убедительно и эмоционально говорили библиотекари, приведя примеры книг «вредных» и полезных.

Депутат Законодательного собрания Ульяновской области, директор гимназии №44 им. В.Н. Деева Жуковская‑Латышева Лидия Сергеевна подвела итог дискуссии, сказав, что главное в воспитании ‑ любить ребёнка. «Дети должны испытывать любовь родителей, и в тоже время знать слова «льзя» и нельзя».

В ходе дискуссии все пришли к единому мнению, что главными воспитателями являются родители, но и самих родителей, особенно в наше время, необходимо воспитывать. Это прерогатива специалистов, поэтому на базе Ульяновской областной библиотеки для детей и юношества имени С.Т. Аксакова по благословению митрополита Симбирского и Новоспасского Феофана открываются образовательно-просветительские курсы «Институт Семьи».

15.10.2014, 4130 просмотров.

Добавить комментарий

Имя
E-mail
Комментарий
Контрольное число*