Курсы для библиотекарей в Аксаковке

   18 ноября на базе Ульяновской областной библиотеки для детей и юношества имени С. Т. Аксакова прошли онлайн-занятия курсов повышения квалификации «Библиотечное обслуживание населения: базовые компетенции начинающего библиотекаря» для 20 специалистов из 8 муниципальных образований региона со стажем работы до 3 лет.

   Организаторами курсов выступили Ульяновский колледж культуры и искусства, Дворец книги – Ульяновская областная научная библиотека имени В.И. Ленина и Ульяновская областная библиотека для детей и юношества имени С.Т. Аксакова.

    Курсы повышения квалификации стартовали 14 ноября и были направлены на совершенствование и получение новых компетенций для осуществления профессиональной деятельности:

  • обновление практико-теоретических знаний в соответствии с современными требованиями уровня квалификации,
  • ускоренное приобретение новых навыков, необходимых для работы,
  • развитие профессионального мастерства,
  • освоение инновационных методов решения профессиональных задач,
  • внедрение инновационных форм работы,
  • активизация профессионального развития, самореализацию и стимулирование творческого роста библиотечных специалистов.

   Сегодня в работу библиотек активно внедряются информационные технологии, отсюда возникает потребность в библиотечных специалистах нового уровня и повышение квалификации библиотекарей становится все более актуальным. Ранее для библиотекаря достаточно было быть грамотным, высококультурным человеком, обладающим широким кругозором. В современной жизни к этим требованиям добавилось владение новыми компьютерными технологиями, умение чувствовать изменяющуюся обстановку, адекватно и быстро реагировать на нее, владение смежными специальностями: менеджмент, маркетинг, психология общения.

   Вниманию слушателей курсов были представлены темы: Закон на страже интересов ребёнка (о правоприменительной практике библиотечно-информационной деятельности библиотек в рамках последних изменений и требований федеральных законов № 436 «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» и ФЗ №152 «О персональных данных»); Партнёрские взаимоотношения. Взаимовыгодность сотрудничества; Обзор современной детской литературы.

   По оценке региональных экспертов, на сегодняшний день дары составляют до 80% поступлений. Библиотеки скатываются к так называемому народному комплектованию. Поэтому поиск альтернативных источников комплектования и активное использование нетрадиционных форм комплектования фондов становятся актуальными. Конечно, это не заменит основные способы закупки, но внесут свой вклад в пополнение фонда библиотеки любого уровня. Этой теме была посвящена консультация «Альтернативное комплектование. Интернет-акции в помощь комплектованию библиотек».

   Деятельность детской библиотеки 21-го века вряд ли может обойтись без использования информационных технологий, поэтому была представлена консультация «Цифровые технологии и сервисы для решения профессиональных задач детского библиотекаря».

   Так как в работу библиотек активно внедряются информационные технологии, отсюда возникает потребность предложить читателям – детям, не только издания из фонда своей библиотеки, но и качественные, безопасные ресурсы Интернет. О таких ресурсах шла речь в консультации «Электронные детские библиотеки: практика использования».

   Читатель формируется в детстве. Утверждения о том, что дети не читают, мало читают, читают не то, лишь фиксируют суть проблемы, но нисколько не продвигают к ее решению. В связи с этим видится актуальным обратить самое пристальное внимание на возрождение рекомендательной библиографии как одного из путей активизации чтения. Особую популярность приобретают оперативные и мобильные «малые» формы рекомендательной библиографии. Поэтому слушателям представили тему «Многообразие малых форм пособий: методика их составления. Библиоигрушки».

   В последние годы при разработке выставок стали активно использоваться всевозможные материалы – знаковые, художественные, предметные, декоративные, природные и т. д., способствующие лучшему выражению идеи и позволяющие сделать выставку яркой и содержательной, привлекающей внимание юных читателей. По просьбе участников была проведена консультация «Книжные выставки: традиционные и электронные».

    Специалисты Аксаковки поделились со слушателями курсов не только своими знаниями и находками, но и передали интересный материал, найденный на просторах Интернета, пополнили творческую копилку библиотекарей новыми интерактивными формами работы с детской и юношеской книгой в консультации «Приобщение к чтению: проекты, практики».

   В интенсивно меняющемся мире приходится задумываться о ряде важнейших вопросов, связанных с организацией эффективной работы библиотеки. Немаловажной частью функционирования библиотеки играет её грантовая, проектная деятельность, которая способна решать ряд социально значимых задач. О том, как написать проект, какие основные ошибки сопутствуют начинающим авторам, рассказала специалист библиотеки, автор многих проектов – победителей различных Фондов, в том числе и Президентских, в консультации «Проект: от идеи до реализации».

   «Как семь богатырей узнали, что перед ними царевна?» - с такого вопроса начался мастер-класс «Мастерство публичного выступления». «Вмиг по речи те спознали, Что царевну принимали». Так пишет Пушкин в своей замечательной сказке о речи человека. Речь - это наша визитная карточка, библиотечные специалисты должны владеть навыками публичного выступления, постоянно совершенствовать их.

   Программа одного дня курсов оказалась объемной, насыщенной, интересной и способствовала получению новых знаний, ориентирована на получение не только теоретических, но и практических знаний, позволяющих решить конкретные задачи и проблемы, с которыми сталкиваются обучающиеся в своей работе. Участники курсов смогли расширить свой кругозор и улучшить свои профессиональные качества, судя по их отзывам.

   Курсы продлятся с 14 по 25 ноября 2022 года. Участников ожидают теоретические и практические занятия, мастер-классы, тренинги. По итогам курса каждый участник выполнит итоговую квалификационную работу и различные домашние задания.

   Курсы продолжают свою работу, впереди много важной информации. Надеемся, что, усвоив новые знания и свежие мысли, взяв в руки нужные методические материалы, получив удостоверения, подтверждающие обучение на курсах (что очень важно в настоящее время), слушатели продолжат свою любимую работу с новыми идеями и задумками.