«Титан Возрождения». Выпуск третий: «Мадонны Леонардо»

Продолжаем цикл лонгридов «Титан Возрождения» к 570-летию со дня рождения Леонардо да Винчи – одного из крупнейших представителей искусства Высокого Возрождения.

Выпуск третий: «Мадонны Леонардо»

Нашим современникам Леонардо, в первую очередь, известен как художник. Из художественного наследия Леонардо да Винчи (1452-1519) мы рассмотрим в этом выпуске только живописные изображения мадонн. 

                                                          «Мадонна с гвоздикой» (1478 год)

Считается, что эта картина написана молодым Леонардо да Винчи в бытность его учеником в мастерской итальянского скульптора и живописца Верроккьо, одного из учителей Леонардо.

Мадонна изображена с чуть заметным подобием улыбки на губах. Её одеяние сочетается с причудливой горной цепью на заднем плане. Мадонна изображена приёмом сфумато. Этот приём разработал Леонардо да Винчи. Заключается он в том, что очертания фигур и предметов смягчаются окутывающим их туманом.
Младенец Иисус, наоборот, изображён в энергичном движении. Своими неуклюжими ещё ручками он пытается схватить красную гвоздику, которую держит в своей грациозной руке его Мать. Правой ногой Младенец упирается в подушку, а левая в напряжении приподнята. Ему так хочется дотянуться до цветка!

Картина находится в фондах Старой пинакотеки в Мюнхене.

«Мадонна Бенуа» (или «Мадонна с цветком»), (1478-1480 гг.)

Эта картина также относится к ранним работам Леонардо. Её считают незавершённой. Название произведения не принадлежит автору. В 1914 г. Эрмитаж приобрёл её у Марии Александровны Бенуа, жены Леонтия Николаевича Бенуа, русского архитектора и педагога.

Мадонна с Младенцем изображены в полутёмной комнате. Единственный источник света в ней – расположенное в глубине двойное окно. Именно свет из этого окна высвечивает фигуры на картине и оживляет её игрой светотени.
Художник изображает Мадонну как обычную молодую женщину- мать, с любовью смотрящую на своего ребёнка. Дитя делает первые попытки освоения мира, рассматривая цветок. Мадонна одета в костюм, который носили современницы Леонардо и причёсана по моде тех лет.
На символичность картины указывает цветок крестоцвет. Это символ распятия. Но для ребёнка в настоящий момент это всего лишь невинная игрушка.
«Мадонна с цветком» Леонардо да Винчи была широко известна художникам Эпохи Возрождения. Под её влиянием выполнены другие работы известных живописцев, в том числе Рафаэля.
Картина находится в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге.

«Мадонна Литта» (1490-1491 гг.)

Литта – миланская аристократическая фамилия XV-XIX вв. В частном собрании этого семейства картина находилась несколько столетий – отсюда её название. Первоначальное название картины – «Мадонна с младенцем».

«Мадонна» была приобретена Эрмитажем в 1864 г.
Предполагают, что картина была написана в Милане, куда Леонардо переехал в 1482 г.
Появление произведения ознаменовало новый этап в ренессансном искусстве – утверждение стиля Высокого Возрождения.

Прекрасная молодая женщина, кормящая младенца, олицетворяет материнскую любовь как величайшую человеческую ценность.
Композиция картины проста и гармонична. Фигуры Марии и младенца Христа подчёркнуты лёгкой светотенью. Гармония во взаимоотношениях персонажей картины подчёркивается горным пейзажем в симметричных окнах, вызывая чувство грандиозности мироздания.
Лицо Мадонны изображено в профиль с едва заметной улыбкой в уголках рта. Младенец сосредоточен на своём занятии.

Картина находится в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге.

«Мадонна в скалах» (1483 – 1486гг.; 1507г.)

Леонардо да Винчи создал две картины, схожие по композиции. Одна в настоящее время выставлена в Лувре (Париж), другая (написана до 1508 г) экспонируется в Лондонской Национальной галерее.

На обеих работах изображена стоящая на коленях Дева Мария, она держит руку на голове маленького Иоанна Крестителя. Справа изображён младенец Иисус, которого придерживает ангел. Иисус поднял руку для благословения. Сцена взаимоотношения персонажей и пейзажный фон контрастируют: с одной стороны- покой и нежность, с другой – тревожное чувство сурового пейзажа. Художник использует свой излюбленный приём (сфумато) для смягчения очертания лиц и предметов.

«Мадонна с веретеном» (около 1501)

Подлинник этой картины утерян. Но существуют три копии, две из которых в 1501 г. создал Леонардо да Винчи (или ученики его школы). Другая копия создана в 1510 г.

Одна копия в настоящее время находится в Национальной галерее Шотландии в Эдинбурге, другая – в частной коллекции в Нью-Йорке.
Эта маленькая картина с изображением очень юной Мадонны с ребенком понравилась современникам Леонардо. Поэтому были созданы копии.

На картине изображена юная Дева Мария и младенец Христос, держащий веретено в виде распятия – символ одновременно домашнего очага и креста. В классической мифологии веретено символизировало человеческую судьбу.
Вся фигура Марии выражает любовь к ребенку. Кажется, что она хочет отвлечь ребенка от веретена. Но даже Мать не может предотвратить Распятие на кресте, которое Христу предназначено. А ребенок всецело обращён к символу Его будущей Страсти и отворачивается от любящего взгляда Матери.

Интересные факты о Леонардо

  • Леонардо открыл принцип рассеяния (или сфумато). У предметов на его полотнах нет четких границ: всё, как в жизни, размыто, проникает одно в другое, а значит, дышит, живет, пробуждает фантазию. Чтобы овладеть таким принципом, он советовал упражняться: разглядывать появляющиеся от сырости пятна на стенах, пепел, облака или грязь. Он специально окуривал дымом помещение, где работал, чтобы в клубах дыма отыскивать образы.

Благодаря эффекту сфумато появилась мерцающая улыбка Джоконды: в зависимости от фокусировки взгляда зрителю кажется, что Джоконда улыбается то нежно, то как бы зловеще. Второе чудо «Моны Лизы» в том, что она «живая». На протяжении столетий ее улыбка изменяется, уголки губ поднимаются выше.

  • Леонардо никогда не спешил закончить произведение, потому что неоконченность — неотъемлемое качество жизни. Окончить — означает убить! Медлительность его была притчей во языцех, он мог сделать два-три мазка и удалиться на много дней из города, к примеру, благоустраивать долины Ломбардии. Почти каждое из его значительных произведений — «незавершёнка». У мастера был особый состав, при помощи которого он на готовой картине, словно специально, делал «окна незаконченности».

Книги о Леонардо да Винчи можно взять в Аксаковке:

Санти, Б.
   Леонардо да Винчи [Текст] : альбом / Б. Санти. - Москва : СЛОВО/SLOVO, 1995.

Клиентов, Алексей Евгеньевич.
 Леонардо [Текст] : история о знаменитом живописце, скульпторе и архитекторе, и замечательном инженере, математике и анатоме / А. Е. Клиентов ; худож. Н. Г. Доронин. - Москва : Белый город, 2007.

Документальные фильмы о Леонардо да Винчи можно посмотреть по ссылке:

https://www.youtube.com/playlist?list=PLAa_fAg8JszzUIx1I7Rlcfatdk4O39mPL

Продолжение в следующем выпуске…

 

Год книги 16.03.2022, 769 просмотров.

Добавить комментарий

Имя
E-mail
Комментарий
Контрольное число*