Выпуск четвёртый: «Всё к чему прикасалась его рука – становилось прекрасным». Леонардо скульптор и музыкант.
Цикл лонгридов «Титан Эпохи Возрождения»
15 апреля весь мир отметил 570-летие со дня рождения великого учёного, изобретателя, художника, скульптора Эпохи Возрождения Леонардо да Винчи (1452- 1519).
Продолжаем цикл лонгридов, посвящённых Титану Эпохи Возрождения.
Леонардо скульптор.
Незаконченным остался грандиозный скульптурный проект Леонардо- монументальная конная статуя из бронзы, которая должна была быть установлена в Милане в честь Франческо Сфорца, основателя династии Сфорца. Леонардо посвятил этой задаче 12 лет с перерывами. Существует множество его набросков, самые впечатляющие из которых были обнаружены только в середине 20-го века, когда в Мадриде снова появились две записные книжки Леонардо. Они раскрывают величие, но также и почти нереальную смелость его концепции.
Леонардо задумал своего «Коня» (причем без всадника) высотой более пяти метров – никто до него не делал ничего подобного. При этом сначала – если судить по сохранившимся эскизам – он хотел изобразить коня вставшим на дыбы. Задача совершено невероятная для такой огромной статуи. Леонардо пытался создать третью точку опоры, расположив под одной из ног коня поверженного воина, но даже такое решение не могло гарантировать нормального распределения веса между опорами. Во времена Леонардо не было ни одной конной статуи, где бы конь изображался вставшим на дыбы, без подпорок под брюхом животного.
И все же Леонардо выполнил расчеты для вздыбленного коня, чтобы решить вопрос о распределении веса. Как выяснилось уже в наши дни, его расчеты были верны, и Мастер смог бы изготовить задуманное.
Делая эскизы для статуи, Мастер много дней проводил в конюшне Лодовико Сфорца и других вельмож, зарисовывая коней и измеряя их пропорции. Он сделал множество рисунков (ныне они объединены в Виндзорском кодексе, который хранится в Великобритании). Четыре года ушло на эти подготовительные рисунки! После чего Леонардо приступил к изготовлению модели из глины. Она была установлена перед дворцом Сфорца как раз перед бракосочетанием племянницы Лодовико Бьянки Марии с императором Максимилианом. Модель представляла одного коня, без всадника.
Зрители, увидевшие модель Леонардо, пришли в восхищение. Глиняный конь поражал совершенством, экспрессией, тщательностью проработки деталей, внутренней силой, которую Леонардо умел передать как никто другой.
«В мощном разбеге тяжелодышащего коня, – писал Паоло Джовио, – проявилось как величайшее мастерство скульптора, так и его высшее знание природы».
Слава Мастера распространилась по всей Италии. И славу ему принесла глиняная модель статуи, которая так никогда и не будет отлита в металле.
Леонардо музыкант.
Леонардо считал музыку вторым по значению видом искусства, уступающим только живописи. Он называл ее «формированием невидимого».
Леонардо да Винчи был блестящим музыкантом, певцом, импровизатором.
Паоло Джовио, современник Леонардо, встречавший его в Милане, писал:
«Он был знатоком и дивным изобретателем всяких прекрасных вещей, особенно годных для театральных представлений, и чудесно пел, аккомпанируя себе на лире. Когда он водил смычком по струнам лиры, то завораживал всех»
Сами музыкальные произведения Леонардо не сохранились. Зато он сконструировал уникальные музыкальный инструменты. Первым из них была серебряная лира, которую придворный живописец Вазари поручил изготовить Леонардо в качестве подарка герцогу Лодовико Моро в Милан.
Леонардо экспериментировал с разными музыкальными инструментами. Он исследовал высоту и тональность звуков, производимых колоколами, барабанами или струнами, изобретал новые инструменты.
Самым интересным и сложным стал гибрид виолончели и органа — Viola organista. В этом инструменте Леонардо попытался объединить множество нот и аккордов, какие можно извлечь при помощи клавиатуры, с теми тембрами и оттенками, какие рождает струнный инструмент. Зарисовки Viola organista занимают 10 листов Атлантического кодекса и записных книжек (1488-1489).
Польскому пианисту и дизайнеру Славомиру Зубжицки в 2012 году удалось воссоздать по чертежам ученого необычный музыкальный инструмент, который сочетал в себе пианино и виолончель. На создание этого шедевра ему понадобилось около 4 лет.
Славомир Зубжицки утверждает, что Леонардо «разработал идеальный инструмент».
Интересные факты о Леонардо
- Леонардо говорил загадками, делал метафорические пророчества, любил составлять ребусы. Он никогда не подписывал своих произведений, но на них присутствуют опознавательные знаки. К примеру, если повнимательней присмотреться к картинам, возможно обнаружить символическую взлетающую птицу.
- Флорентиец любил использовать контрапост, который создает иллюзию движения. Все, кто видел его скульптуру гигантского коня в Корте Веккио, невольно меняли свою походку на более раскованную.
Эти книги вы можете взять в Аксаковке:
- Богат, Е. М.
Мир Леонардо [Текст] : философский очерк. В 2 кн. Кн.1 / Е. М. Богат. - Москва : Детская литература, 1989. - 255 с. : ил. - (Люди. Время. Идеи). - Педретти, К.
Леонардо [Текст] / К. Педретти ; сокр. пер. с итал. Е. Архиповой ; примеч. А. Арзамасцева. - Москва : Детская литература, 1986.
Документальные фильмы о Леонардо да Винчи можно посмотреть по ссылке:
https://www.youtube.com/playlist?list=PLAa_fAg8JszzUIx1I7Rlcfatdk4O39mPL
Продолжение в следующем выпуске…